Исполнение государственными органами, иными организациями действующего законодательства об охране прав и законных интересов несовершеннолетних
16 09 2021ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
для членов информационно-пропагандистских групп
(сентябрь 2021г.)
Исполнение государственными органами,
иными организациями действующего
законодательства об охране прав
и законных интересов несовершеннолетних
Защита прав ребенка – одна из важнейших задач государства. Государственная политика основывается на обеспечении единства прав и обязанностей, ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда, создаёт условия для защиты и охраны этих прав.
Конвенцией ООН о правах ребенка, нормами международного права и законодательства закреплены приоритеты интересов и благосостояния детей во всех сферах их жизнедеятельности.
В соответствии с Кодексом Республики Беларусь о браке и семье все дети имеют следующие права:
— право на жизнь, достойные условия жизни и охрану здоровья (ст.184);
— право на жизнь в семье (ст.185);
— право на образование и труд (ст.186);
— право на отдых и досуг (ст.187);
— гарантии свободы личности ребенка (ст.188);
— право на защиту (ст.189).
На основании статьи 73 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье защита прав и законных интересов несовершеннолетних детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих несовершеннолетних детей и выступают в защиту их прав и законных интересов в отношениях с любыми лицами и организациями, в том числе в судах, без специального полномочия.
Свои полномочия на защиту прав и законных интересов детей родители подтверждают документами об отцовстве и материнстве — свидетельством о рождении ребенка, а также документом, удостоверяющим личность.
В соответствии с действующим законодательством государственные органы, иные организации осуществляют защиту прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В рамках исполнения Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019г. №22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении» (далее – Постановление) в Гомельской области организована работа по выявлению несовершеннолетних, оказавших в неблагоприятной обстановке. Ежегодно изучаются особенности семейного воспитания несовершеннолетних.
Постановлением определены критерии и показатели социально опасного положения, которые касаются удовлетворения основных жизненных потребностей детей (пища, безопасность проживания, диагностика, лечение и медицинская реабилитация, контроль родителей за поведением, местонахождением детей, получение образования, регистрация рождения ребёнка и др.); обеспечения надзора за поведением ребёнка и его образом жизни (подростком совершаются деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления); воспитания и содержания детей (родители ведут аморальный образ жизни, злоупотребляют своими правами, жестоко обращаются с детьми, употребляют наркотические средства или другие одурманивающие вещества, употребляют алкоголь).
В области проживает 5150 граждан, состоящих на наркологическом учёте и имеющих на воспитании 8047 несовершеннолетних детей.
В 2021 году на территории Гомельской области совершено 19 убийств и умышленных причинений тяжких телесных повреждений, совершенных в сфере семейно-бытовых отношений. Необходимо отметить, что несовершеннолетние по данным видам преступлений в качестве потерпевших не проходят.
В ходе проведенного анализа установлено, что в семьях, где было совершено убийство, либо причинены тяжкие телесные повреждения на иждивении находились несовершеннолетние дети. Такие факты имели место в Гомельском, Жлобинском, Кормянском и Мозырском районах.
Справочно: Гражданин Ш., 1974 г.р. 26 марта 2021 года примерно в 19:45, находясь в состоянии алкогольного опьянения по месту жительства, умышленно, в ходе возникшего конфликта на бытовой почве нанес гражданке Г. не менее 1 удара ножом в область туловища, причинив ей тем самым телесные повреждения в виде проникающего колото-резаного ранения грудной клетки слева, относящиеся к категории тяжких телесных повреждений.
В Мозырском районе убийство произошло в семье, где проживало 5 несовершеннолетних детей. 10 апреля 2021 года в 13:00 гражданка Ф., находясь по месту жительства в состоянии алкогольного опьянения, в ходе возникшего конфликта с мужем, умышленно, с целью противоправного лишения жизни, ножом причинила последнему проникающие колото-резанные ранения, от которых тот скончался.
При изучении особенностей семейного воспитания также обращается внимание на санитарно-гигиеническое состояние жилого помещения, обеспеченность ребенка предметами первой необходимости (одежда, обувь по сезону, предметы личной гигиены, школьные принадлежности), наличие места для приготовления уроков, для сна и отдыха, особое внимание обращается на взаимоотношения между членами семьи.
Отделами внутренних дел области в свою очередь на постоянной основе проводятся мероприятия, направленные на выявление фактов совершения насилия в семьях в отношении несовершеннолетних. По всем подобным фактам проводятся проверки в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.12.2014г. №1192 «Об утверждении Положения о порядке представления организациями здравоохранения в правоохранительные органы информацию, составляющую врачебную тайну», организации здравоохранения в установленном порядке передают в правоохранительные органы информацию о:
— личном сообщении пациента о том, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий;
— сообщении родственников пациента либо сопровождающих его лиц, а также сотрудников скорой медицинской помощи о том, что вред здоровью пациента причинен в результате противоправных действий;
— характере травм, повреждений, состояния или заболевания пациента, свидетельствующие о том, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий, в том числе: изнасилования и иные действия сексуального характера; установлении факта беременности у лиц, не достигших 16-летнего возраста; признаки проведения вмешательства в целях искусственного прерывания беременности (аборта) вне организации здравоохранения, имеющей соответствующую лицензию; огнестрельные ранения;
— установлении у несовершеннолетнего психического расстройства (заболевания), вызванного воздействием алкоголя;
— иные сведения о том, что вред здоровью пациента причинен в результате противоправных действий.
В соответствии с постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь и Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 15.01.2019г. № 7/5/13 «Об утверждении Инструкции о порядке действий работников учреждений образования, здравоохранения и сотрудников органов внутренних дел при выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетних» работники организаций здравоохранения осуществляют выявление факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетнего при посещении несовершеннолетним и его законным представителем учреждений здравоохранения, информируют законного представителя несовершеннолетнего о возможностях:
— получения психологической помощи и социально-педагогической поддержки в учреждении образования по месту обучения несовершеннолетнего;
— получения психиатрической (психотерапевтической) и психологической помощи в организации здравоохранения, оказывающей указанные виды помощи, по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего;
— обеспечивают оказание несовершеннолетнему специализированной медицинской и психологической помощи в день обращения;
— передачу информации о несовершеннолетних мужского пола в возрасте 15–17 лет, имеющих факторы риска суицидальных действий у несовершеннолетнего, в районные (городские) военные комиссариаты по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего с согласия законного представителя.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 31.05.2003г. № 200-З государственные организации здравоохранения выявляют и информируют о несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства, психотропные вещества, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива.
При выявлении показателей семейного неблагополучия, трудной жизненной ситуации инициируется проведение социального расследования.
С целью глубокого изучения ситуации в семье и устранения субъективизма в процессе разграничения случаев трудной жизненной ситуации в семье и социально опасного положения детей, создается комиссия, в которую входят представители всех учреждений образования, в которых обучаются (воспитываются) несовершеннолетние дети, отделов внутренних дел, территориальных центров социального обслуживания населения, медицинских работников.
В первую очередь в присутствии родителей обследуются условия жизни и воспитания детей, составляется акт обследования, который подписывают члены комиссии и представители государственных органов и организаций. Родители, присутствующие при посещении, должны быть ознакомлены с актом.
В ходе проведения социального расследования у государственных органов, государственных и иных организаций запрашивается актуальная информация, имеющей значение для признания детей находящимися в социально опасном положении (далее – СОП). По итогам социального расследования готовится обобщенная информация. Родители имеют право быть ознакомленными с информацией, которая послужит основанием для признания либо непризнания детей находящимися в СОП.
На заседании Совета профилактики с участием представителей субъектов профилактики, родителей рассматриваются результаты социального расследования и принимается одно из следующих решений:
— обратиться в координационный совет для принятия решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении;
— рекомендовать родителям в течение трех рабочих дней обратиться за оказанием социальных услуг по устранению трудной жизненной ситуации в соответствии с законодательством.
Решение совета профилактики может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
В соответствии с Постановлением решение о признании детей находящимися в СОП может быть принято только членами районного координационного совета по контролю за реализацией Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года №18.
В случае несогласия с принятым решением родители могут обжаловать его в городские, районные исполнительные комитеты, местные администрации районов в городах по месту принятия решения, а затем в суд.
По состоянию на 1 июля 2021 года в области проживает 2017 детей из 875 семей, находящихся в социально опасном положении.
С целью нормализации ситуации в таких семьях государственными органами и организациями принимаются меры по оказанию различных видов помощи.
Так, за 6 месяцев текущего года 228 родителям оказана помощь в лечении от алкогольной зависимости, 278 – в трудоустройстве. 70 семей улучшили жилищные условия, 76 – оказана государственная адресной помощь, 94 – гуманитарная. Также 119 семьям оказано содействие в подготовке необходимых документов.
В результате слаженной работы родителей, служб и ведомств
1 111 детей или 84,1% сняты с учета в связи с устранением причин и условий семейного неблагополучия.
В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (далее – Декрет), который принят в целях обеспечения защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях, повышения ответственности родителей, не выполняющих обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей, дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение в случае, если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении.
В первом полугодии 2021 года в комиссии по делам несовершеннолетних поступило 94 ходатайства о признании 162 детей, нуждающимися в государственной защите, из 88 семей (6 мес. 2020 г. – 80 ходатайств, 159/77).
По итогам рассмотрения большая часть ходатайств удовлетворена, в тоже время в отношении 22 детей из 17 семей ходатайства отклонены.
Говоря о причинах признания детей нуждающимися в госзащите, в первую очередь следует отметить то, что родители ведут аморальный образ жизни, злоупотребляют своими правами, имеется опасность для жизни и здоровья детей.
Из 120 родителей, чьи дети были признаны в госзащите – 45 человек нигде официально не были трудоустроены, 16 человек находились в отпуске по уходу за ребёнком. И только 48 человек имели постоянный заработок.
Чаще всего отобрание ребёнка производится из многодетных семей и неполных (воспитывает один отец или мать). И только 33 семьи, из которых изымались дети, считаются полными.
Следует отметить, что 24 несовершеннолетних из 11 семей, которые ранее уже признавались нуждающимися в госзащите, снова были отобраны у родителей.
Всего с начала реализации Декрета у родителей было отобрано 7412 детей из 3946 семей.
За 6 мес. т.г. комиссиями по делам несовершеннолетних признано в госзащите 133 ребёнка или 10,0% от снятых с учёта СОП (за аналогичный период прошлого года – 12,5%).
Государственными органами, иными организациями оказывается определённая помощь семьям, в которых дети были признаны в госзащите.
Окончательное решение о возврате детей в биологические семьи принимается на заседании КДН при условии выполнения родителями всех мероприятий плана защиты прав и законных интересов ребёнка.
В первом полугодии 2021 года в семьи возвращено 84 ребёнка или 63,1% от числа детей, снятых с учёта, в отношении 35 детей родители лишены родительских прав (26,3%).
Следует отметить, что за 6 мес. т.г. в отношении 29 несовершеннолетних родители районными судами были лишены родительских прав напрямую (6 мес. 2020 г. – 63).
Всего за весь период действия Декрета из 7412 детей, признанных нуждающимися в государственной защите и отобранных у родителей, возвращены в биологические семьи 4564 ребёнка из 2312 семей или 62,7% от снятых с учёта. В отношении 2291 ребёнка родители были лишены родительских прав.
По состоянию на 01.07.2021г. на учёте нуждающихся в государственной защите состояло 133 ребёнка из 69 семей.
Принимаемые в области меры по защите прав и законных интересов несовершеннолетних позволили за последние 10 лет добиться значительного снижения количества погибших детей от внешних причин – 66 в 2010 году до 12 в 2020 году, совершаемых подростками преступлений – с 943 в 2010 году до 312 в 2020 году.
Комиссия по делам несовершеннолетних Гомельского облисполкома